«От слов и чисел к музыке ». Подарок Крючковой Т.Ю. всем любителям музыки и чисел.

   Статью «От слов и чисел к музыке » я назвала не случайно. В МБОУ «ЦО № 22 – Лицей искусств»  я работаю учителем  по классу фортепиано и руководителем музыкального отделения. Начиная с ноября, ежегодно дети посещают группы подготовки к школе. Для будущих музыкантов я составила рабочие тетради «Первые шаги в мир музыки». Работая поэтапно на занятиях, ребята с помощью слов, чисел и нот, познают удивительный мир музыки. Дружат со скрипичным ключом, вместе с ним считают, играют, поют, исполняют первые в жизни детские песни и произведения, так же фантазируют, учатся мыслить, рассуждать и сочинять сказки.

        Обратимся сначала к СЛОВУ.

  Что такое слово, все вроде бы понимают. Мы каждый день пользуемся для общения друг с другом словами. Однако если спросить кого-нибудь, что такое слово, ответить внятно и вразумительно смогут далеко не все. В большинстве словарей пишут, что слово — это значимая (центральная) и самостоятельная языковая единица, которая служит для называния различных предметов, явлений, отношений, свойств и т.д. Выходит, слово – это всего лишь набор букв или звуков, расположенных по определенным правилам? Не совсем так. В первую очередь это информация, которая оформлена в языковую форму. Понятие слова пришло к нам от греческого «λόγος» («Логос»). И хотя обычно его переводят как «слово», означает оно на самом деле гораздо больше. Точнее и правильнее было бы переводить «логос» как «разум». Тогда получается, что слово – это не что иное, как результат мыслительного процесса, облаченный в конкретную языковую единицу.

   В культурно-историческом развитии человека слово появилось тогда, когда появилась острая необходимость договариваться между собой (например, при организации охоты и других видов деятельности). Когда именно это произошло сказать сложно, даже антропологи к единому мнению на сей счет до сих пор не пришли. Существует порядка десяти гипотез о зарождении устной речи. К примеру, американский ученый Г. Хьюз и его коллеги  утверждают, что появлению слова предшествовал язык жестов, который существовал до этого, вероятно, не меньше миллиона лет. Однако этот язык имел множество недостатков: занимал руки и отвлекал от труда, не мог использоваться в темноте.

    Так же, очень важным для учёных, является момент появления имён у чисел. Например, оказалось, что у нивхов, живших в Сахалине и в низовьях Амура, числительные зависели  от того, какие предметы считают. Важную роль играла форма предмета, так что по-нивсхи в сочетаниях «два яйца», «два камня», «два одеяла», «два глаза» и т. д. числительные различны. Одному русскому слову «два» соответствует несколько десятков различных слов. Должно пройти много столетий, а может быть и тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применяться к предметам любого вида. Вот тогда и появились общие названия для чисел. По мнению учёных сначала названия получили только числа 1 и 2. Когда древние римляне (в древности они говорили по латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно. А название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числами 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты». Были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» — как «женщина». /Мужчины всегда впереди!

  У некоторых людей, живущих на планете,  ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух называлось «много». Приведу пример из своей практики. Начиная слушать интервалы на начальном этапе обучения, я предлагаю малышу угадать количество звуков: 1, 2, много! От простого к сложному, через слуховое и образное восприятие. Например: летит самолёт или космический корабль, рядом с ним второй, а много- целая эскадрилья!!!

   Плавно перехожу к очень важному аспекту, который связан со словом, цифрой и без которого не сможет существовать музыка. Это ритм! Я считаю, что ребёнок, легко справившийся на прослушивании с ритмическими задачами, легче и активнее начнёт исполнять произведения на фортепиано. Для того, чтобы юный музыкант понял, почему от него требуют похлопать в ладоши, постучать по барабану или по столу, я начинаю историческую игру. Мы мысленно перевоплощаемся в древних людей и с помощью жестов и ритма общаемся. Если ребёнок справляется с задачей более лёгкого ритмического рисунка, он поднимается по лесенке к старшему племени.  Дети сами дают название племени. Были « музыкоеды», «ритмоплясы», просто «фантазёры» и «умники». На протяжении всего времени обучения, учащиеся знают, что без точного ритма (верный счёт в заданном размере), без верных пальцев (обозначены цифрами!) и других важных нюансов, музыка НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Самые любознательные спрашивают, откуда взялись ноты? Всегда рассказываю о том,  что музыка звучала, когда люди еще не знали нот. Кто-то пел мелодию, другие пытались повторить ее. Много мелодий было утеряно. Люди не всегда точно могли воспроизвести понравившийся мотив. История о возникновении нот насчитывает не одно тысячелетие, со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена как таковой нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом: черточки, точки, различные завитушки, ограничение накладывала только фантазия музыканта. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им композиции, на каком либо носителе информации, и передавать ее следующим поколениям. Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях, где красным и желтым цветом обозначалась высота звука (первоначальные ноты). Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот, похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей. Замечательный итальянский музыкант Гвидо Де’Ареццо составил нотную запись, которая явилась родоначальницей нашей теперешней нотной грамоты.

   Именно этот момент можно считать днем появления нот в истории. А было это, примерно , 991 — 1033гг. Он начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо дал, используя слова гимна Святому Иоанну Крестителю. Вначале музыкант использовал красные, черные и желтые линеечки для размещения нот. Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит. Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, а ноты из квадратных превратились в круглые. Скорее всего, когда начали писать ноты вручную,  быстрее и удобнее было нарисовать кружочки, чем квадратики. Названия нот сохранились до наших дней. А запись совершенствуется.

   Великий классик Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Для того чтобы знать, существует цифра, чтобы думать — буква. А для того, чтобы люди могли мечтать – нота!

   В заключении предлагаю вам маленькую сказку, в которой заложены познавательные и воспитательные моменты, касающиеся слов, музыки и чисел. Прослушав сказку, дети отвечают на вопросы. Музыкальным фоном может служить музыка на выбор из школьного репертуара. Сегодня это Largo из концерта А.Вивальди фа минор.

Сказка о цифре  3.

Жила была цифра 3 . Она была прекрасна, так как сверкала тремя самыми яркими цветами: красным, жёлтым, зелёным. Тройка очень любила свой треугольный домик на планете «Земля»— третьей планете от Солнца. Именно Солнце наделило цифру 3  тремя  качествами: думать, знать и мечтать, а мечты у красавицы Тройки были сказочными. Она хотела  говорить, считать и петь.  Решила наша героиня попросить у родной планеты «Земля» исполнить свои три желания. Первое желание: научиться грамотно говорить. Второе — научиться слова превращать в музыку, а третье — научиться записывать слова и музыку, чтобы собрать большое количество своих историй. Собрались вместе Земля, Луна и Солнце и  решили исполнить три желания цифры 3. Они наделили  её всеми этими качествами. Тройка была счастлива. Теперь она смогла нарисовать  и смастерить трёхцветный флаг любимой страны, а так же  подружиться со сказочными героями. Это  три  богатыря и три поросёнка. Вместе они отправились в путешествие по Океану  на трёх китах. Плыли они три года, три месяца и три дня. Во время путешествия  сочиняли стихи, музыку, измеряли расстояние, проведённое в путешествии. Три богатыря научили друзей силе, мужеству и отваге. А три поросёнка — дружбе, любви и уважению. Так наша прекрасная , весёлая цифра превратилась в мудрую Тройку, потому что приобрела очень важные жизненные качества. Вернувшись из путешествия в свой маленький треугольный домик , она  написала увлекательную книгу из трёх частей с удивительно красивыми  картинками о своих приключениях. Вечерами цифра 3приглашала своих друзей, угощала их фирменным трёхслойным пирогом. Они пели свои любимые песни и перечитывали книгу о путешествиях. Я в гостях там была, ела варенье, чай пила. Эту сказку сочинила. Вам в подарок подарила.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *