Зачем учить детей музыке.

     Моё послание будет адресовано прежде всего родителям и старшим родственникам наших обучающихся. Давайте порассуждаем. В такое интересное и нестабильное время, когда многие ценности сместились в непонятную сторону, надо ли учить ребенка музыке? Брать на себя ответственность водить на занятия, следить, чтобы занимался на инструменте, посещать концерты…и многое другое. Как музыкант-теоретик добавлю, что в курсе музыкальной школы есть ещё предмет с интересным именем «Сольфеджио». Многие музыканты почему-то вспоминают о нем, как о страшном сне.

      Насколько это сейчас актуально? А если ещё подумать о том, насколько это перспективно в будущем и прибыльно по доходам, то сомнений может быть ещё больше. Ведь не все обучившиеся по окончании продолжат образование дальше, пойдут в средние и высшие заведения, станут известными исполнителями, певцами, музыковедами… Скорее, это будут единицы из тех, кто играл гаммы, арпеджио и инвенции Баха. Но многие из них станут врачами, учителями, инженерами, исследователями… Не актуально? Да просто культурно развитыми образованными людьми.

       Можно привести множество трудов педагогов-психологов о влиянии музыки на человека, гармоничное  развитие его личности, легендарную фразу «Нам песня строить и жить помогает…» Я немножко сейчас не об этом.

     Я о том, зачем учить серьёзному освоению инструмента?

       Вот мы сейчас пришли к тому, что детям в школе необходимо кроме русского изучать не один, а два иностранных языка. Зачем? В жизни пригодится, правильно. Больше возможностей для коммуникации, реализации в профессии, доходах и качестве жизни.

       А если представить себе, что музыка – это универсальный язык, понятный в любой точке мира. Можно не знать иностранных слов, но игрой или песней расположить к себе лучше любого диалога. Потому, что происходит невербальное общение, как говорят психологи. Часто мы не можем объяснить почему, но человек, хорошо исполняющий —  играет он, или поёт, неважно — нам уже симпатичен. Помните эпизод, когда наш Президент играл на рояле?

       Музыка – невербальный язык общения, способ расширения связей и контактов. Всегда будешь в центре любой компании.

 Замечу, кстати, что формы работы на занятиях сольфеджио во многом сходны с обучением иностранному языку. Слышим, поем, понимаем, читаем с листа, записываем то, что услышали и осознали. И произношение у музыкантов формируется легче и правильнее, потому, что слух развивается.

         Не спорю, чтобы владеть инструментом — неважно, фортепиано, скрипкой или любым другим  —  нужно приложить массу усилий, времени, терпения. По секрету добавлю, что владение голосом требует того же.

   Когда-то,в годы моей учёбы в Московском ВУЗе, профессор психологии И.Ф.Неволин выразил нам своё удовольствие от работы на музыкальном факультете. Он отмечал наш интеллект, выше в сравнении с остальными студентами, и связывал это с исполнительской практикой. Нисколько не принижая других, до сих пор вспоминаю, как нам было приятно.

     Так вот, именно в детстве мы можем научить ребенка учиться. Да, сейчас популярно рассуждать о мотивации, формировании интереса, разнообразии видов деятельности ребенка, хорошем учителе, психологическом комфорте… Но согласитесь, чтобы знание перешло в навык, нужно какое-то количество раз повторять одинаковые действия. А если ребенок привык к тому, что нужно приложить усилия и выучить, то это ему пригодится, чем бы он не занимался. Так воспитывается сила воли.

      Ну, и, пожалуй, самые важные аргументы я услышала в выступлении Т.В.Черниговской . Она – российский ученой с мировым именем в области психонауки и нейролингвистики. По её утверждению, обучение музыке — это не для того, чтобы знать, кто такой Моцарт или Вивальди, хотя и про это тоже, а это, прежде всего, про тренировку мозга.

     Занятия музыкой, начатые в раннем детстве, очень ускоряют его развитие, это совершенно другой тип мозговой работы.

Оно (обучение) улучшает качество нейронной сети.

Улучшает пластичность мозга.

Влияет на состояние мозга в пожилом возрасте, при восприятии устной речи, которая ухудшается с годами.

И, если для вашего ребенка сейчас это не актуально, дайте ему шанс в старости «отодвинуть своего Альцгеймера» подальше, или совсем с ним не встретиться.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *